Хорошенько обдумав ситуацию с «Разбором», я решил, что не следует ограничиваться Иллюзией Выбора, разбирая ВГ – ведь есть и другие признаки... Некоторые из них мне подсказала и сформулировала Стренджер...
Да, и ещё - оффтопиком выделен текст из предыдущей версии. В общем, жду ваших комментарив и замечаний (если где-то ошибся или что-то вышло криво)...
читать дальшеК разбору Великих Героев не найти лучшего эпиграфа, чем слова Сьюзен из «Санта-Хрякуса» Терри Праттчета:
After tea she read them a story. They liked her stories. The one in the book was pretty awful, but the Susan version was well received. She translated as she read.
'... and then Jack chopped down the beanstalk, adding murder and ecological vandalism to the theft, enticement and trespass charges already mentioned, but he got away with it and lived happily ever after without so much as a guilty twinge about what he had done. Which proves that you can be excused just about anything if you're a hero, because no one asks inconvenient questions.
Или, по-русски:
После чая она прочитала им сказку. Детям нравились её сказки. Сказка в книжке была довольно ужасной, но версия Сьюзан хорошо воспринималась. Она её переводила во время чтения.
'... и потом Джек срубил стебель бобового растения, добавив убийство и экологический вандализм к уже указанным обвинениям в грабеже, обольщении и нарушении владений – но ему это сошло с рук и он жил долго и счастливо, без малейших угрызений совести по поводу содеянного. Что доказывает то, что тебе простят практически всё, если ты - герой, потому что никто не станет задавать неудобные вопросы.
З.Ы. Стренджер, если я запутался с временами при переводе, подскажи как правильно было бы это перевести...
Для начала, рассмотрим особенности центральных героев – на эту важную тему меня натолкнула BadGirl97, спросив в разборе полётов «Баффи» по поводу Ангела:
Он не положительный герой, но... почему же нельзя его воспринимать как *просто* героя? ( от слова character в смысле )
Вот каким был бы мой ответ, если бы я его сразу повесил а не стал бы достаточно долго разбирать синдром ВГ у Ангела, чтобы поезд дискуссии в той теме далеко ушёл:
Возможно потому, что он не просто герой. Он - lead character. И сериал назван его именем. Поэтому он - всегда в центре... Что означает, что от его решений зависит не только его судьба, но и судьба окружающих, простых незнакомцев, а иногда и всего мира. Будь он простым персонажем, такой прямой зависимости не было, была бы куда более косвенная... В результате, его поступкам оказывается куда более пристальное внимание - как поступкам любого главного героя сериала.
Практически все ведущие герои сериалов, когда они там есть, наделёны огромной силой, способной изменить мир (или наоборот сохранить его). Потому как мы в первую очередь видим мир вокруг главного героя – и чаще всего, в своем мире главный герой наделён значительным могуществом – на то это и его/её мир. Могуществом, достаточным, чтобы изменить свой мир в ключевой момент – или наоборот сохранить его неизменным. В общем, всё сводится к тому, что за мелкую пакость в неудачное время, обычный человек может лишь дать в морду со своей человеческой силой (что редко кончается смертью или серьёзными увечьями), а вот та же мелочь направленная на человека (ну или не совсем), наделённого суперсилами, может запросто кончиться летальным исходом. Поэтому супергерои не имеют право на мелочную месть (petty vengeance) - иначе они могут легко стать суперзлодеями. Тем более, на холодный расчёт при этом. А также месть кому попало, всем, кто хоть капельку причастен. Но самое страшное, когда герои при этом не то что не учатся на своих ошибках, а вообще не понимают, что они были не правы.
Стренджер по этому поводу вот что добавила:
От центрального героя больше требуется не только потому что от него зависит очень многое (хотя, конечно, это правильно), а потому еще, что в трех случаях из четырех (ежели не чаще) он вызывает крайний восторг, или по крайней мере полное согласие у окружающих положительных - а нередко и скрытое восхищение у некоторых отрицательных - персонажей. Потому что он как бы пример и более или менее идеал. Потому что его крайне редко судят, а в основном только что не говорят - вот, смотрите, дети, к этому надо стремиться, это *хорошо*, этот выбор - наилучший или, по крайней мере, заслуживает уважение. И когда такой мессидж посылается в связи с... ммм... неаппетитными поступками, это грустно и опасно местами даже. Когда геройство не в том, чтобы остаться человеком, а в том, чтобы победить любой ценой. Когда, если ты герой, тебе можно то, чего нельзя другим. Когда подлость - не подлость, "если ее делаем мы" (с) Пратчетт.
Хотя, перечитав предыдущие абзацы, в принципе к сериалу «Баффи», это не совсем относится, да и к «Поинту» тоже... да и вообще, наверняка есть другие сериалы с центральным персонажем, где, тем не менее, в положении, решающим судьбу (возможно локального) мира, могут оказаться и персонажи второго плана. Кстати, часто именно в таких сериалах главный герой куда реже получает одобрение и согласие окружающих. Вот только таких сейчас совсем не видно – их просто обожают закрывать. Бывает и в сериалах так, что всё решают такие, как Бубон, Нюх и Метёлка (спасибо Натали и Рине за неявно рекомендованный рассказ Роджера Желязны (который в сети перевели всё же как «Ночь в тоскливом октябре»), а не их хозяева. Но это лишь означает, что и на решения неглавных героев в пользу Простого Способа стоит обращать больше внимания.
Впрочем, у них часто есть смягчающее обстоятельство – они не подозревают об их будущей решающей роли. С другой стороны, у некоторых центральных персонажей (которые часто оказываются Истинными Героями) есть своё смягчающее обстоятельство – они никогда не воспринимают своё могущество и предназначение как подарок (в хорошем смысле этого слова). Баффи воспринимала свою силу как огромную ответственность – посему пыталась бороться с их худшими сторонами. Да и у Кристины нечто подобное наблюдается – хотя ей в чём-то проще, её «подарок» никто не воспринимал как нечто доброе. С другой стороны, этот факт может означать и обратное – из такого восприятия может вылезти масса тараканов...
Ангел же, когда вспоминал о своём Шаншу (или просто своей избранности Сущими Силами, если речь идёт о периоде до конца 1 сезона), и когда его не игнорировал, всегда воспринимал это как награду, как своё положение в мире. О чём Холланд Мэннерс и говорил в течение всего «Слепого свидания». Кстати, наверняка он в конце говорил не только о Линдси – хоть слова предназначались последнему, но и об Ангеле – думаю, свиток Шаншу он читал, и, возможно, ему было необходимо, чтобы Ангел его забрал. О цене награды Ангел вспомнил только когда появился Спайк, который тоже мог на неё претендовать – и только ему Ангел про эту цену говорил.
Одним из признаков ВГ являются двойные стандарты – вот что пишет по этому поводу Стренджер:
В комплекте с наплевательством на свои же правила, когда речь идет о его судьбе, ВГ обычно крайне придирчив в таких же делах по отношению к другим. Что для него самого - оправдание, для них, как правило, таковым не является (собственно, для чужих грехов с его точки зрения оправданием не является ничто, для них он смягчающих обстоятельств либо в упор не видит, либо не признает). За исключением, разумеется, тех, кто ему лично на данный момент нравится. Лицемерие, короче говоря. И чем больше он себе позволяет, тем строже он к другим, чтобы заглушить рудиментарный голос совести и подтвердить свой статус "хорошего". Высокомерие Ангела по отношению к демонам и остальным вампирам и жажда их поубивать - зашкаливает. Чем больше Кларк врет Лексу, тем яростнее он требует откровенности и преданности от последнего...
Ещё несколько признаков Великого Геройства связаны с Иллюзией Выбора. Работает она по следующему принципу:
Иллюзия выбора есть всегда. Чтобы, наткнувшись на Истинный Выбор, его бы не заметили, в него бы не поверили.
Великие Герои отличаются тем, что не способны заметить Выбор – тем более отличить его от Иллюзии Выбора. Если же им это всё же удаётся (как вариант – если уже никакая тупость помноженная на денайл не может заслонить необходимость выбора), то они всегда, во всех ключевых моментах, выбирают Простой Способ.
В частности, (это подходит под первый вариант – незамеченного Выбора) они не могут остановиться в своём праведном (разумеется, в их понимании) гневе, или (и) в своих едва ли обоснованных обвинениях (причём слова - да даже действия - обвиняемого для них не имеют никакого значения).
Кроме этого, Великие Герои обожают отбирать возможность Выбора у других. Ведь решая за других, они отбирают у тех свободу Выбора ради власти для себя - которая для ВГ часто оказывается важнее всего на свете, а может вообще является самоцелью. При этом Великий Герой никогда этого не признает – им свойственна непоколебимая уверенность в своей правоте. Из которой следует, что их Выбор всегда единственно верный – а значит, решая за других, они делают это ради их же блага. Тут будут подходящими следующие слова Стрендждер:
Что и связано с тем, о чем ты не раз говорил: манерой представлять свои пакости как благородство, жертву со своей стороны, защиту других. Красиво звучащие причины практически чему угодно. (Недаром Кларк не смог ничего ответить Лайонелу, когда тот четко перед ним выложил его внутренние причины к "спасению" Лекса - собственные интересы, собственный секрет, чтобы "друг" чего лишнего не вспомнил. Не смог, когда понял, что тут его "положительная аура" не сработает. Обалденный момент, вообще-то: два злодея, понимающих друг друга).
Кроме этого, стоит отметить ещё одну особо отвратительную вариацию абсолютной уверенности в своей правоте – когда она касается того, кто у нас добрый и хороший, а кто - абсолютный злодей. Ведь ВГ для этого не требуется выяснения обстоятельств – ему достаточно личных предпочтений по принципу нравится/не нравится. В общем, тут уместно повторить фразу из разбора Ангела:
Для Великого Героя есть ещё одно абсолютное право – право безапелляционно определять кто – хороший, а кто – воплощение зла, безо всякой необходимости разобраться в ситуации.
В качестве заключения приведу последний абзац из письма Стренджер по поводу разбора Ангела:
Ну и вывод у тебя абсолютно правильный - только можешь в конце подчеркнуть, что Ангел ничему не научился именно потому что никого не слушает. Ибо *по-настоящему* неприятное о себе слушать (и думать об этом) не способен, сколько бы там вроде бы ни угрызался. Заметь, угрызается он только о делах Ангелуса, где можно все-таки потихонечку убеждать себя, что это все сделал кто-то другой. За *свои* грехи он на себя ответ не берет со времен "Искупления" в третьем сезоне "Баффи". (Я уже начинаю мрачно думать, что надо было бы ему тогда дать покончить с собой... да Баффи-то - не Ангел). Или - см. выше - настаивает, что это не грехи, а правильные поступки, или, как в "Озарении" (да и в "Являетесь ли Вы...") как можно быстрее организовывает себе забвение о них. Это и есть реальная слабость и трусость ВГ при их внешней силе. И ради сохранения этой даже не иллюзии более (когда ты просто затыкаешь уши и зажмуриваешь глаза от лезущей в них реальности, какие уж там обольщения), а "иллюзии иллюзии", так сказать (не сказано - не вижу - так вроде как бы и нету), они продадут, предадут и уничтожат что угодно. Отсюда и апокалиптическая роль уже самого Ангела. Настоящая сила, именно отличающая ВГ от хороших людей - способность понять и принять свою неправоту. И измениться в результате. И - насколько возможно – исправлять последствия, не требуя при этом жалости к себе. (Еще тут можно проехаться по сравнению Ангела после "Воссоединения" – и даже "Озарения" - и Баффи после "Пустых мест").
Так что теперь я буду рассматривать героев сериалов (которые я ещё не подзабыл), и объяснять, почему одни персонажи для меня Великие Герои, а другие – нормальные люди. Почему одни часто вызывают раздражение, а то и отвращение, а другие наоборот мне симпатичны, а иногда их поступки вызывают уважение и даже восхищение…
При этом я буду благодарен за любую помощь в этом разборе полётов – потому как сериалов много, героев в них ещё больше, много чего я подзабыл, а на то, чтобы пересматривать целые сезоны, у меня вряд ли найдётся времени и силы...
Разбор ВГ - Общие Принципы, бета 1.9
Хорошенько обдумав ситуацию с «Разбором», я решил, что не следует ограничиваться Иллюзией Выбора, разбирая ВГ – ведь есть и другие признаки... Некоторые из них мне подсказала и сформулировала Стренджер...
Да, и ещё - оффтопиком выделен текст из предыдущей версии. В общем, жду ваших комментарив и замечаний (если где-то ошибся или что-то вышло криво)...
читать дальше
Так что теперь я буду рассматривать героев сериалов (которые я ещё не подзабыл), и объяснять, почему одни персонажи для меня Великие Герои, а другие – нормальные люди. Почему одни часто вызывают раздражение, а то и отвращение, а другие наоборот мне симпатичны, а иногда их поступки вызывают уважение и даже восхищение…
При этом я буду благодарен за любую помощь в этом разборе полётов – потому как сериалов много, героев в них ещё больше, много чего я подзабыл, а на то, чтобы пересматривать целые сезоны, у меня вряд ли найдётся времени и силы...
Да, и ещё - оффтопиком выделен текст из предыдущей версии. В общем, жду ваших комментарив и замечаний (если где-то ошибся или что-то вышло криво)...
читать дальше
Так что теперь я буду рассматривать героев сериалов (которые я ещё не подзабыл), и объяснять, почему одни персонажи для меня Великие Герои, а другие – нормальные люди. Почему одни часто вызывают раздражение, а то и отвращение, а другие наоборот мне симпатичны, а иногда их поступки вызывают уважение и даже восхищение…
При этом я буду благодарен за любую помощь в этом разборе полётов – потому как сериалов много, героев в них ещё больше, много чего я подзабыл, а на то, чтобы пересматривать целые сезоны, у меня вряд ли найдётся времени и силы...